Антика — легенды и реальность
Российский нумизматический материал достаточно хорошо изучен, следовательно начинающему коллекционеру вряд ли удастся составить в будущем стоящее собрание. Это требует нынче огромных вложений.
Но не стоит переживать по этому поводу. Можно собирать не столько русские монеты, сколько монеты, некогда обращавшиеся на территории России. В эту категорию входят и античные монеты Причерноморья, и римские, и византийские, и арабские монеты за последние два тысячелетия.
Выигрышность русской тематики («потому что мы тут живем») для начинающего коллекционера сильно преувеличена, зато возможности рынка в отношении прочих монет до сих пор оказываются недооцененными и невостребованными. Что может предложить нынешний рынок нумизматики? В первую очередь, древности, «антики». Когда-то, на заре нумизматики, именно они — древнегреческие и римские монеты — стали первыми предметами в нумизматических коллекциях.
Вплоть до конца XVIII века «антики» оставались наиболее желанным пополнением любой коллекции. Очень высоко котируются они и сейчас. Численность их в мире весьма велика. Только в коллекциях трех крупнейших музеев Европы — Британского, Венского и Берлинского — хранится четверть миллиона античных монет. Правда, собирали их не одно столетие.
Много «антиков» по-прежнему циркулирует на рынке антиквариата. На Западе существует целая сеть магазинов и аукционов, удовлетворяющих спрос именно на античные монеты. У нас же начинающих коллекционеров часто останавливают два распространенных предубеждения: они почему-то считают, что чем монета древнее, тем дороже, и что древние монеты не могут хорошо сохраниться. А если сохранились — значит, это подделка.
В действительности никакой закономерности тут нет. На ценообразование влияют совсем другие факторы: степень редкости монеты, интерес, проявляемый к ней местным рынком, и, конечно же, ее сохранность. А сохранность античных монет, особенно так называемых кладовых экземпляров, может быть ничуть не хуже современных. Если две тысячи лет назад какой-нибудь торговец закопал в горшке сотню-другую монет, а этот клад недавно нашли — будьте уверены, что «антики» еще сохранили штемпельный блеск.
Цены на античные монеты колеблются в очень широком диапазоне, причем в пределах, вполне доступных российским собирателям. Например, большинство серебряных денариев Римской империи вам обойдется в среднем по 30-40 долларов и дешевле. Лишь цена действительно редких экземпляров будет вдвое-втрое превосходить этот уровень. А великолепные серебряные тетрадрахмы с портретами греческих царей эпохи Александра Македонского, не уступающие по размерам, красоте и сохранности русским рублевикам XVIII столетия, можно приобрести по цене этих же рублевиков, то есть по 150-200 долларов.
Надо сказать, что цены на нашем рынке значительно ниже европейских, в чем нетрудно убедиться, полистав каталоги. И хоть тенденция выравнивания цен на антикварных рынках Европы и России прослеживается вполне отчетливо, «ножницы» в пользу россиян просуществуют еще немалое время. Но и при этих условиях есть свои ценовые лидеры. Очень дорого, например, античное золото, особенно ранние монеты, а также отдельные редкости. Их аукционные проходы вполне могут достигать десятка тысяч долларов.
Собирать античные монеты можно и нужно по-разному. Одни монеты выбирают тематически — подробно, во временной последовательности, со всеми разновидностями или эмиссиями. Другие закладываются в коллекцию «по представителям», следуя принципу «одно имя — одна монета».
К примеру, монеты античного Причерноморья и Древнего Рима интересно собирать тематически. Что это означает на практике? На обеих сторонах монеты помещались разные изображения: портреты правителей, лики богов и т.д. Изображения могли часто меняться — после победоносных войн, «судьбоносных» событий или же по неведомым теперь причинам. Добавьте сюда выпуски монет разного достоинства: золотых, серебряных, медных, со своими отличиями и раритетами, — и вы получите представление о том, сколько нужно собрать материала, чтобы сложилась тематическая коллекция.
В отношении одних монет это сделать легче, других — труднее. Монеты греческих колоний в Причерноморье — Ольвии, Херсонеса, Пантикапея — издавна популярны у русских коллекционеров. Чеканившиеся с VI в. до н.э. по IV в.н.э., эти монеты весьма оригинальны и наделены несомненными художественными достоинствами. Не имеют аналогов, например, ранние ольвийские монеты в виде крохотных литых дельфинов или огромных бронзовых «ассов» с изображением Медузы Горгоны архаичного стиля. Наиболее полные подборки этих монет традиционно создавались в местах их находок — в Крыму, Одессе, на Кубани. В последнее время много таких старых коллекций распалось, монеты из них все чаще появляются на рынках Москвы и Киева.
Постоянным успехом у коллекционеров пользуется античный Рим, особенно, императорский период. Великолепные, полные жизни изображения императоров позволяют быстро научиться, как говорится, узнавать их «в лицо» и выстраивать коллекцию подобно уникальной портретной галерее. Портреты-миниатюры — на небольших серебряных денариях, портреты-медальоны — на крупных медных сестерциях, которые особенно полюбились коллекционерам эпохи Возрождения, донесли до нас прижизненные образы Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Нерона.
Кроме всего прочего, римские монеты замечательны своим разнообразием благодаря изобилию типов оборотных сторон, где можно увидеть изображения всех богов античности, посвященных им храмов, императоров, покоренных ими «варваров» и многое другое. Разброс цен на все эти великолепные предметы весьма ощутим: от 30-40 долларов — за рядовые вещи в хорошем состоянии до 600-700 долларов за признанные раритеты. Позднеримские медные монеты IV-V веков в среднем стоят по 5-7 долларов, но отдельные редкости могут достигать 90-100 долларов. Правда, их нужно уметь выбрать, и тогда поиск нужных монет среди десятков им подобных превращается в азартное состязание эрудитов.
Древнегреческие и эллинистические монеты ценят, прежде всего, за художественность исполнения. Их подборка — удовольствие для глаз, наслаждение для ума и сердца ценителей античной красоты и гармонии. Особенно изящны изображения на крупных серебряных тетрадрахмах классической и эллинистической поры, Селевкидского и Греко-Бактрийского царств. Составить их полную подборку нелегко, но редкий собиратель откажет себе в удовольствии иметь монеты с благородными ликами царей-диадохов, с тончайшими по исполнению фигурами богов и героев. Есть и у нас, в России, тем не менее, подборки, где количество таких монет исчисляется десятками. Это уже собрания античного ювелирного искусства и малой пластики поры высочайшего расцвета древней художественной культуры.
Тысячами нитей связана с античной традицией культура Византийской империи. Даже странно, что интерес к ее наследию пробудился только в прошлом веке. Но зато и тогда уже на всю Европу славилась грандиозная коллекция византийских монет графа И.И.Толстого, который, увлекшись ими, без колебаний расстался с русской нумизматикой. Ему принадлежит 10-томник «Византийские монеты». Время полноты коллекций, подобных толстовской, прошло, но византийские монеты по-прежнему в фаворе. Спрос на них устойчив, и сегодня в Москве есть несколько весьма приличных подборок.
Настоящий бич коллекционеров — подделки. Первые подделки под «антик» стали изготовлять в итальянской Падуе в конце XV века. «Падуанцы» воспроизводили чаще всего монеты Рима с портретами Нерона, Гальбы, Тиберия. Они каталогизированы и участвуют в аукционах (по ценам ниже оригиналов) как подлинные медали эпохи Возрождения. Знаменитый изготовитель поддельных коллекционных монет Карл Беккер жил в начале XIX века в Германии. Его «продукция» мало в чем уступала оригиналам. В свое время «беккерами» оказались засорены многие европейские музеи.
Процветает этот «бизнес» и сейчас, причем к услугам фальшивомонетчиков — современная технология и оборудование. Поэтому начинающим коллекционерам можно настоятельно посоветовать доверять мнению специалистов и не стесняться обращаться за помощью.
Михаил ЕЛИСЕЕВ,
журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»