Пасхальные яйца Фаберже

История дома Фаберже

Петер Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. За четыре года до его рождения его отец, Густав Фаберже, основал ювелирную фирму под собственным именем в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, в доме номер 11. В 1841 году по окончании срока обучения у ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля Фаберже-старший получил звание «Ювелирных дел мастерства».

Густав Фаберже, основатель фирмы, родился в 1814 году в городе Пярну в Прибалтике. Его отец, плотник Петер Фаберже, переехал туда из города Шведта-на-Одере на рубеже XVIII — XIX веков. Семья была протестантская; предки были гугенотами из Пикардии. Они покинули Францию, когда в 1685 году Людовик XIV, отменив Нантский Эдикт, покончил даже с относительной свободой вероисповедания.

В 1842 году Густав не только основал свою фирму, но создал свою семью: он женился на Шарлотте Юнгштедт, дочери датского художника. Старший сын, Петер Карл, учился в немецкой частной школе Святой Анны и продолжал свое обучение в дрезденской Хандельшуле. После путешествия по Европе он начал учится у франкфуртского ювелира Джозефа Фридмана. Вероятно, его талант был настолько незауряден, что в 1872 году, в возрасте 26 лет он по возвращении в Петербург принял в свои руки дело отца.

Петер Карл Фаберже

Ювелир, художник-дизайнер, реставратор и замечательный предприниматель, Карл Густавович превратил небольшую ювелирную мастерскую в самое крупное предприятие в Российской империи и одно из самых больших во всем мире. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне и продавала через последний свою продукцию далеко за пределами Европы. В 1885 году Карл Фаберже становится Поставщиком Императорского двора, а в 1890 г. получает другое высокое звание — Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, а также становится Потомственным Почетным гражданином. Растет и международная слава фирмы. Она получает первые награды на международных выставках, а покупателями продукции с клеймом «К.Фаберже» становятся члены почти всех монархических династий Европы и даже короли далекого Сиама.

За эти годы выросла семья Карла Фаберже. В браке с Августой Юлией Якобс — дочерью мастера Придворных мебельных мастерских — он имел четырех сыновей: Евгения (1874 — 1960), Агатона (1876 — 1951), Александра (1877 — 1952) и Николая (1884 — 1939). Все сыновья Фаберже продолжали дело начатое их дедом и расширенное их отцом. Драматические события, которые привели к смене режима и всей философии правительства в России, заставили Фаберже закрыть фирму в 1918 году. Петер Карл Фаберже умер в Швейцарии около Лозанны 24 сентября 1920 года.

Пасхальное яйцо "Зимнее". Фирма К.Фаберже. Исполнено по эскизам А. Т. Пиль в мастерской А. Хольмстрема. 1913

Мастера яиц Фаберже

Август Холмстрем (1829-1903)
Густав Фаберже назначил Холмстрема главным ювелиром в 1857 году.

Константин Крижитский
Крижитский писал миниатюры для кавказского яйца и для яйца с датскими дворцами.

Михаил Перхин (1869-1903)
Перхин — наиболее известный мастер фирмы Фаберже. Он работал над созданием пасхальных яиц с 1885-86 до 1903 года. Все пасхальные яйца (за исключением первого), сделанные в эти годы, носят его инициалы. Несмотря на то, что он учился у деревенских мастеров, поздние работы Перхина носят элементы стиля рококо и Людовика XV.

Прахов
Прахов написал икону «Воскресение Христа» для яйца Красного Креста с триптихом «Воскресение».

Вильгельм Раймер (? — Умер около 1898 года)
Раймер делал маленькие эмалевые и золотые вещи.

Генрих Вигстрем (1862-1923)
Вигстрем стал главным мастером фирмы Фаберже после смерти Перхина в 1903 году. Как главный мастер фирмы он взял на себя изготовление пасхальных яиц для императорской семьи. Вигстрем отличался особенным умением в изготовлении портсигаров, рам и фигурок, которые фирма производила в больших количествах в свои самые продуктивные годы. Работы Вигстрема стилистически напоминают стиль Первой Империи и стиль Людовика XVI.

Иоганнес Зенграф (1857-1908)
Зенграф был главным художником-миниатюристом фирмы Фаберже. Его миниатюры украшают яйцо с ландышами.

Василий Зуев (работал в 1908-1917 годах)
Зуев сменил Зенграфа в должности главного миниатюриста и писал по эмали и по слоновой кости. Наиболее известной его работой является яйцо к пятнадцатому юбилею.

Яйца Фаберже из собрания Оружейной палаты

Яйцо «300-летие дома Романовых», 1913 
Сделано в Петербурге.
Мастер: Генрих Вигстрем.
Клейма: фирмы — «ФАБЕРЖЕ»; мастера — «H.W.»; проба — «72″
Материалы: золото, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, пурпурин, сталь, стекло, кость.
Размеры: высота с подставкой — 71/2 дюйма (19,0 см); диаметр основания — 3 дюйма (7,8 см).
Техника исполнения: эмаль, литье, чеканка, гильошировка, гравировка, воронение, акварель.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-651/1-2.

Описание:
Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613″ и «1913″. Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном — цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом — в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики. Поверхность яйца в пространстве между миниатюрами в алмазных рамках украшена чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит.
Происхождение: 
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо «Московский Кремль», 1904-1906 
Сделано в Петербурге.
Мастер: Неизвестен.
Клейма: фирмы — «ФАБЕРЖЕ».
Материалы: Золото, серебро, оникс, стекло.
Размеры: высота с подставкой — 141/4 дюйма (36,1 см); основание — 71/4×71/4 дюйма (18,5×18,5 см).
Техника исполнения: эмаль, литье, гравировка, гильошировка, живопись маслом.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-647/1-2.

Описание:
Декор золотого покрытого белой опаловой эмалью яйца с куполом и тройными окнами навеян архитектурой Успенского собора Московского Кремля. В одно из застекленных окон виден интерьер собора, изображенный на овальной стеклянной пластине, находящейся внутри модели. На круглой золотой накладке, закрепленной на яйце снизу, белой эмалью исполнена дата (1904). Подставка, выполненная из цветного золота и серебра, имеет вид стилизованных кремлевских стен и башен с кровлями, покрытыми зеленой прозрачной эмалью. На повторенной дважды Спасской башне изображены эмалью гербы Российской империи и Москвы, над воротами в киотах — миниатюрные иконы «Богоматерь Казанская» и «Христос-Вседержитель». Восьмигранное основание выполнено из оникса. Внутрь модели помещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, после чего звучат две «херувимские» песни — праздничные пасхальные гимны. Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля — одновременно величественного и сказочно — нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.
Происхождение:
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916 
Сделано в Петербурге.
Мастера: Генрих Вигстрем, миниатюрист Василий Зуев
Клейма: фирмы — «ФАБЕРЖЕ»; мастера — «H.W.»; окружного пробирного управления для деталей — женская головка в кокошнике; проба — «72″.
Материалы: Золото, сталь, нефрит, кость, шелк, бархат.
Размеры: высота с подставкой — 65/8 дюйма (16,7 см); высота мольберта — 21/2 дюйма (6,5 см); миниатюра — 2×21/8 дюйма (5×5,5 см).
Техника исполнения: эмаль, литье, чеканка, акварель.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-652/1-3.

Описание:
Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны — тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты «1916″ и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.
Происхождение:
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908 
Сделано в Петербурге.
Мастер: Генрих Вигстрем.
Клейма: фирмы — «ФАБЕРЖЕ»; мастера — «H.W.»; петербургского окружного пробирного управления — женская головка в кокошнике с пробой «72″.
Материалы: Золото, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, рубины, нефрит, горный хрусталь, стекло, дерево, бархат, кость.
Размеры: Яйцо — 43/8×25/8 дюйма (11,0×6,8 см); высота модели — 11/8 дюйма (3,0 см); длина модели — 21/2 дюйма (6,5 см).
Техника исполнения: эмаль, литье, чеканка, инкрустация золотом и драгоценными камнями, гравировка, резьба по камню, акварель, гуашь.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-648.

Описание:
Нефритовое яйцо, состоящее из двух соединенных шарниром частей, украшено пятью миниатюрными акварельными портретами детей Николая II, обрамленными алмазами. Яйцо инкрустировано золотом и драгоценными камнями. Над портретами помещены начальные буквы имен детей, выложенные алмазами. На яйце вверху и внизу укреплены плоские треугольные бриллианты, под которыми на серебряной фольге исполнены чернью монограмма императрицы Александры Федоровны «А°» и дата «1908″. Модель Александровского дворца выполнена из золота и серебра, окна дворца — из горного хрусталя, кровля перекрыта светло-зеленой эмалью. Модель укреплена на золотом столике с гравированной надписью «ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ». Он был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали «царскосельскими отшельниками». Подставка под яйцо изготовлена в 1989 г. на Московском экспериментальном ювелирном заводе мастером С.Бугровым по эскизу художника Т.Д.Жарковой. Подлинная подставка отсутствует.
Происхождение:
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо с моделью крейсера «Память Азова», 1891 
Сделано в Петербурге.
Мастер: Михаил Перхин и Юрий Николай.
Клейма: городское Петербурга — два скрещенных якоря и скипетр с пробой «72″; фирмы — «ФАБЕРЖЕ»; мастера — «М.П».
Материалы: Золото, платина, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, рубин, аквамарин, гелиотроп, бархат.
Размеры: длина яйца — 35/8 дюйма (9,3 см); длина модели — 7,0 см; высота модели — 4,0 см.
Техника исполнения: литье, чеканка, гравировка, резьба по камню.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No. MP-645/1-2.

Описание:
Яйцо из гелиотропа, состоящее из двух частей, соединенных шарниром, декорировано накладным узором золотых рокайльных завитков с бриллиантами. Замок-кнопка украшен рубином и двумя бриллиантами. Модель крейсера — сюрприз яйца — выполнена из золота и платины, ее окна — из алмазов, ограненных розой. На корме крейсера резная надпись: «АЗОВ». Модель укреплена на пластине из аквамарина, зеленовато-голубой цвет которого имитирует морскую воду. На этом броненосном корабле, построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая — фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.
Происхождение:
Подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910 
Сделано в Петербурге.
Мастер: Неизвестен.
Клейма: фирмы — «К.ФАБЕРЖЕ» (гравировано курсивом).
Материалы: Золото, платина, алмазы, ограненные розой, горный хрусталь, ляпис-лазурь.
Размеры: высота с подставкой — 61/8 дюйма (15,5 см), основание — 41/2×41/2 дюйма (11,5×11,5 см); высота модели — 2 дюйма (5,0 см); длина модели — 15/8 дюйма (4,0 см).
Техника исполнения: литье, чеканка, гравировка, резьба по камню.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-650/1-3.

Описание: 
Яйцо из горного хрусталя состоит из двух частей. Вверху яйцо украшено накладной платиновой сеткой, усыпанной мелкими алмазами, с двух сторон — платиновыми консолями, над которыми помещены фигурки геральдических двуглавых орлов. Вверху на яйце укреплен крупный алмаз, сквозь который видна дата «1910″. Подставка представляет собой четыре платиновые крылатые полуфигуры путти, укрепленные на хрустальном профилированном основании. В яйцо вкладывается золотая модель памятника Александру III на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури. Модель воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.
Происхождение:
Подарок императора Николая II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900 
Сделано в Петербурге.
Мастер: Михаил Перхин
Клейма: фирмы — «ФАБЕРЖЕ»; мастера — «М.П.»; петербургского окружного пробирного управления — женская головка в кокошнике с пробой «56″ и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова «ЯЛ».
Материалы: Золото, платина, серебро, алмазы, ограненные розой, рубин, оникс, хрусталь, дерево, шелк, бархат.
Размеры: высота с подставкой — 101/4 дюйма (26,0 см); длина поезда — 155/8 дюйма (39,8 см); высота вагона — 11/4 дюйма (2,6 см).
Техника исполнения: эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, скань, зернь.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-646/1-3

Описание:
Яйцо с крышкой на шарнире выполнено из серебра, в средней части украшено гравированным изображением карты Российского государства с Транссибирской магистралью и надписью «ВЕЛИКИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ПУТЬ К 1900 ГОДУ». В яйцо вкладывается золотая с платиной действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов. На первом гравирована надпись: «ПРЯМОЕ СИБИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ», на втором, третьем и четвертом — «ДЛЯ ДАМ», «ДЛЯ КУРЯЩИХ», «ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ», на втором — «2го КЛ.», «24 МЕСТА», на третьем и четвертом — «1го КЛ.», «18 МЕСТ». Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм модели заводится золотым ключом. Это пасхальное яйцо — характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события — строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.
Происхождение: 
Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1900 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо с моделью яхты «Штандарт», 1909 
Сделано в Перебурге.
Мастер: Генрих Вигстрем.
Клейма: фирмы — «К.ФАБЕРЖЕ» (гравировано курсивом); мастера — «H.W.»; петербургского окружного пробирного управления — женская головка в кокошнике, проба «72″.
Материалы: Золото, серебро, бриллианты, алмазы, ограненные розой, жемчуг, горный хрусталь, ляпис-лазурь.
Размеры: Высота с подставкой — 6 дюймов (15,3 см); основание — 37/8×31/4 дюйма (10,0×8,4 см); высота модели — 3/4 дюйма (2,0см); длина модели — 3 дюйма (7,5 см).
Техника исполнения: эмаль, чеканка, гравировка, резьба по камню.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-649/1-2.

Описание: 
Яйцо из горного хрусталя состоит из двух частей, соединенных шарниром. Золотая оправа яйца с резной надписью «ШТАНДАРТЪ 1909″, украшена бриллиантами, эмалью и двумя фигурками геральдических двуглавых орлов из ляпис-лазури. Подставка в виде двух лазуритовых сплетенных дельфинов имеет профилированное основание из горного хрусталя. Внутри яйца находится золотая модель яхты «Штандарт», укрепленная на имитирующей воду волнистой пластине из горного хрусталя, фотографически точно воспроизводящая внешний вид и оснастку царской яхты вплоть до развевающегося на мачте императорского штандарта, крошечных шлюпок и вращающегося золотого руля. Это была любимая яхта Николая II, на которой семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.
Происхождение:
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 г.

Яйцо-клевер, 1902
Сделано в Петербурге.
Мастер: Михаил Перхин
Клейма: мастера — «М.П.»; петербургского окружного пробирного управления — женская головка в кокошнике с пробой «56″ и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова «ЯЛ».
Материалы: Золото, платина, алмазы, ограненные розой, рубины.
Размеры: высота с подставкой — 37/8 дюйма (9,8 см)
Техника исполнения: скань, оконная эмаль, чеканка.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No МР-654/1-2.

Описание:
Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых листьев клевера, часть из них заполнена светло-зеленой прозрачной оконной эмалью, часть — мелкими алмазами. Между листьями размещены узкие изогнутые ленты, набранные мелкими рубинами. На ажурном ободке яйца — изображение императорской короны, дата «1902″ и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле «модерн» с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.
Происхождение:
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г. Поступило из Московского ювелирного товарищества в 1927 г.

Яйцо-часы, 1899 
Сделано в Петербурге.
Мастер: Михаил Перхин
Клейма: фирмы — «ФАБЕРЖЕ»; мастера — «М.П.»; петербургского окружного пробирного управления — женская головка в кокошнике с пробой «56″ и инициалами управляющего округом Я.Ляпунова «ЯЛ».
Материалы: Золото, платина, серебро, алмазы, ограненные розой, халцедон.
Размеры: высота с основанием — 105/8 дюйма (27,0 см); основание — 33/4×21/2 Дюйма (6×6,4 см).
Техника исполнения: эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, резьба по камню.
Хранится в Государственных музеях Московского Кремля, инв.No MP-653/1-2.

Описание:
Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: «1899″. Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку, усыпанную алмазами. Она имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, «прорастающих» сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене.
Происхождение:
Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1899 г. Поступило из Московского ювелирного товарищества в 1927 г.